Для направления подготовки Экономика
Автор: Федоляк В.С.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Экономика труда» являются:
1. Знакомство с современными базовыми экономическими концепциями в области социально-трудовых отношений; методами научных исследований в области рынка труда.
2. Приобретение практических навыков анализа процессов происходящих на рынке труда, в сфере занятости, государственного регулирования социально-трудовых отношений;
3. Решение практических задач на микро- и макроуровнях в области экономики труда.
Основными задачами преподавания дисциплины являются:
1. Дать студентам целостное представление о концепциях и практических проблемах в области экономики труда.
2. Дать студентам комплексное представление о рынке труда, особенностях его функционирования;
3. Изучить и проанализировать различные процессы на рынке труда;
4. Определить факторы, влияющие на развитие рынка труда;
5. Оценить наиболее важные качественные и количественные параметры трудовой деятельности и факторы их формирования;
6. Выявить наиболее существенных тенденций в сфере труда;
7. Рассчитать показатели занятости, безработицы, производительности труда, миграции и т.д.;
8. Проанализировать роль государства в функционировании рынка труда, формировании и регулировании трудовых отношений;
9. Применить теоретические модели для решения конкретных социально-экономических проблем в сфере регулирования труда и занятости населения, а также в области внутрифирменных трудовых отношений.
10. Ознакомить студентов с международным опытом регулирования рынка труда, изучить деятельность отечественных органов государственного управления в сфере труда и занятости, российские и международные нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения в сфере труда и занятости.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Экономика труда» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП и предлагается обучающимся для освоения в 5, 6 семестре. Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика» и «Макроэкономика».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономика труда»
Выпускник по направлению подготовки 080100 «Экономика» профиль «Экономика предпринимательства» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
А. Расчетно-экономическая деятельность
ПК-1. Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей по труду, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; знать основные показатели социально-трудовой сферы организации; готов к сбору и анализу исходных данных по учету, организации, нормированию, эффективности и оплате труда и др.
ПК-2.Способен на основе базовых (типовых) методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели по труду, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
ПК-3. Способен выполнять расчеты, необходимые для составления раздела по труду планов социально-экономического развития организаций, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.
Б. Аналитическая, научно-исследовательская деятельность
ПК-7. Способен анализировать и интерпретировать кадровую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
ПК-8. Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
В. Организационно-управленческая деятельность
ПК-11. Способен организовать работу малой группы по направлению деятельности подразделения по управлению трудом организации, созданной для реализации конкретного экономического проекта.
ПК-13 Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий в социально-трудовой сфере, владеет теорией познания.
Г. Педагогическая деятельность
П-14. Способен преподавать экономические дисциплины, в том числе социально-трудовые дисциплины, в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы .
П-15. Способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно- методического обеспечения экономических дисциплин, в том числе социально-трудовых дисциплин.
Предполагается, что по результатам изучения данной дисциплины обучающие должны:
знать теоретические основы экономики труда в масштабах страны, отрасли и конкретного предприятия (организации); требования к формированию и использованию трудовых ресурсов, их профессиональной подготовке, переподготовке; основные особенности формирования занятости и рынка труда; порядок организации заработной платы, установления оптимальных размеров оплаты труда; основные особенности оплаты труда на предприятиях различных форм собственности и методов хозяйствования; особенности и закономерности становления и развития рынков труда в России и других странах.
иметь целостное представление о круге актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений, рынке труда, занятости, безработице, труде как основе развития общества и важнейшем факторе производства; состоянии и развитии трудовых ресурсов в стране, современных тенденциях в области их эффективного использования; международном опыте регулирования социально-трудовых отношений, о качестве рабочей силы, формировании человеческого капитала, мобильности трудовых ресурсов;
уметь определять показатели производительности труда; планировать и рассчитывать трудоемкость продукции, численность работников и дополнительную потребность в них на предприятии (в организации); проектировать и регулировать производительность труда на предприятии; определять заработную плату работника при различных формах и системах оплаты труда; рассчитывать фонды оплаты труда предприятий и обеспечивать эффективность их использования; проводить работу по нормированию труда, выявлению и использованию резервов роста производительности труда, рациональному использованию работников и регулированию оплаты труда; выявлять и использовать передовой опыт по обеспечению роста производительности труда и прогрессивных методов организации заработной платы в стране и за рубежом; оценивать последствия принятия политических решениям в сфере труда и занятости, использовать освоенный ранее инструментарий макро- и микроэкономического анализа для исследования функционирования рынка труда и поведения его основных субъектов
владеть общей культурой исследования и регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики; специальной терминологией и лексикой данной дисциплины; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями в области управления трудом и регулирования трудовых отношений в обществе и на производстве, методикой расчета наиболее важных экономических коэффициентов и показателей, важнейшими методами анализа экономических явлений; владеть навыками работы с информационными источниками, учебной и справочной литературой по экономической проблематике.
- Teacher: Елена Вячеславовна Кудрина
- Teacher: Марина Сергеевна Портенко
- Teacher: Василий Степанович Федоляк